Проход по ссылкам навигации
Общие сведения
Новости
Региональный свод книжных памятников
Держатели книжных памятников
Нормативные и методические документы
Конференции и семинары
Публикации
Старинные диковинки
Контакты

Общероссийский свод книжных памятников

Электронный каталог редких изданий




Книжные памятники Ростовской области Вконтакте

Краеведческий журнал Донской временник
Донская Электронная Библиотека

НОВОСТИ
Архив новостей


К 125-летию со дня рождения Владимира Маяковского

18  июля в выставочной зоне второго этажа начинает работу выставка «”Я”» для меня мало: 125 лет со дня рождения В. В. Маяковского», подготовленная специалистами центра по работе с книжными памятниками Ростовской области.

Владимир Владимирович Маяковский - один из крупнейших русских поэтов XX века. По силе таланта и размаху литературной деятельности Маяковский принадлежит к числу титанических фигур русского искусства. Молодой Маяковский пришел в поэзию под знаменем футуристов. Футуристы эпатировали читателя и слушателя максимализмом своих литературных манифестов, необычностью названий своих программных сборников ("Пощечина общественному вкусу", "Взял" и т. д.) и "желтыми кофтами фата", и разрисованными лицами, и нарочитой скандальностью публичных выступлений. Многие, поверхностно знакомые с творчеством Маяковского, не воспринимают   непривычную "лесенку" построения его стихотворений, обостренную, иногда гиперболическую образность, преобладание ораторской, трибунной интонации. Но чем больше читаешь Маяковского, тем больше начинаешь понимать особенность его поэзии - органическое слияние трубного баса поэта-трибуна с доверительностью "тихих" интонаций лирика.

            На выставке представлены редкие прижизненные издания произведений разных периодов творчества поэта:

- первое собрание сочинений «Всё сочинённое Владимиром Маяковским. 1909—1919». (Петроград, 1919).  Редкое прижизненное издание. Несмотря на большой тираж, из-за полиграфических особенностей (отпечатано на тонкой `папиросной` бумаге низкого качества) в оригинальных обложках и в хорошем состоянии практически не встречается;

- первые издание поэм «150.000.000» (Москва, 1921) и «Про это» (М.-Л., 1923);

- первые отдельные издания драматических произведений Маяковского – «феерической комедии» «Клоп» (Москва, 1929), написанной осенью 1928 года и впервые опубликованной в журнале «Молодая гвардия» (1929, № 3 и 4) и «драмы с цирком и фейерверком» «Баня» (М.:Л., 1930);

- отдельные произведения Маяковского, оформленные знаменитыми художниками-конструктивистами Эль-Лициским, А. Родченко и др.

Немалый интерес у посетителей вызовут малоформатные издания произведений поэта: «Послушайте» (Рига, 1988), размер 9, 7 х 7 СМ.; «Избранные произведения» (Красноярск, 1937), размер  5,5  x  8,8 см. и др.

Специальный раздел выставки посвящен редакторской деятельности Маяковского Экспонируются известные журналы «ЛЕФ» (журнал Левого фронта искусств) 1923.  №  1-3  и «Новый ЛЕФ», 1927.

На выставке представлены воспоминания современников В. В. Маяковского: К. И. Чуковского, И. Репина, М. Горького, В. Каменского, В. Брюсова, С. Кэмрад и др.

Выставка продлится 18 августа с. г.



Альбом "Искусство автографа"

15 июля  в читальном зале центра по работе с книжными памятниками Ростовской области в рамках проекта «Выставка одной книги»  экспонируется альбом Искусство автографа : инскрипты писателей и художников в частных собраниях российских библиофилов / сост. Михаил Сеславинский. - Москва : Бослен, 2015.

В России первые собрания автографов внутри императорских, церковных и частных библиотек появляются в XVIII веке. Крупных, частных собраний автографов в дореволюционной России было совсем немного. Можно вспомнить крупные подборки автографов в хрестоматийных собраниях собирателя рукописей А. И. Мусина-Пушкина, графа Н. П. Румянцева, историка и археографа-любителя А. И. Сулакадзева, историка М. П. Погодина.

Искусство автографа — это очень тонкая материя, — заметил составитель данного альбома Михаил Сеславинский. — Человек пишет порой в не очень удобный, удачный момент. Автографы часто скупы. Поэтому содержательные автографы очень ценны. Автографы, в которых есть еще какой-то смысл. Это может быть поэтическая строка, зарисовка об отношениях. Обратите внимание на автограф  Виктора Некрасова в адрес Венечки Ерофеева, который написан на салфеточке. Там передан весь аромат эпохи: и стиль, и лексика, которая используется, демонстрирует, как жили наши великие предшественники. Мы немного недооцениваем вторую половину XX века, а сейчас, когда уже прошло 18 лет спустя окончания тысячелетия, мы видим, что эмигранты и поколение шестидесятников — это великие страницы в истории русской литературы. И сегодня очень большой всплеск интереса к этим автографам.

 В двух томах альбома "Искусства автографа" представлено около 580-ти инскриптов 220-ти отечественных поэтов, писателей, ученых и художников. В этих альбомах читатели увидят дарственные надписи на книгах, рукописи, письма, записки, рисунки отечественных писателей, художников, философов XIX-XX вв. Многие из них публикуются впервые.
Автографы сопровождены фотографиями, био- и библиографическими справками. Представленные уникальные материалы будут интересны не только специалистам и коллекционерам, но и широкому кругу просвещенных читателей.

Выставка продлится до 1 августа с. г.

 




© 2008-09 Донская государственная публичная библиотека
URL: www.dspl.ru   e-mail: dspl-online@dspl.ru