Проход по ссылкам навигации
Общие сведения
Новости
Региональный свод книжных памятников
Держатели книжных памятников
Нормативные и методические документы
Конференции и семинары
Публикации
Старинные диковинки
Контакты

Общероссийский свод книжных памятников

Электронный каталог редких изданий




Книжные памятники Ростовской области Вконтакте

Краеведческий журнал Донской временник
Донская Электронная Библиотека

НОВОСТИ
Архив новостей


Печатные станки XIX века в гравюре

С 15 июля в читальном зале центра по работе с книжными памятниками Ростовской области в рамках проекта «Выставка одной книги» вниманию посетителей будет представлено богато иллюстрированное издание «Печатные станки XIX века в гравюре: серия гравюр. - Репринтное издание. -  СПб.: Альфарет, 2006».

Изобретение печатного станка - одно из важнейших событий в истории человечества. За многовековое существование печатные станки претерпели немалые изменения. Создание каждого нового вида станка было шагом вперед в книгопечатании. Стремительное развитие индустрии, промышленная революция XIX века привели к трансформации печатных станков в течение одного столетия от простейших, напоминающих первые прессы Иоганна Гуттенберга, до механических чудес 1890-х гг.

Капиталистическое книгоиздание в XIX веке было решительным шагом в движении вперед по сравнению с феодально-абсолютистскими порядками предыдущей эпохи. В первую очередь надо отметить прогресс в области технического перевооружения книгопечатания. Речь идет о введении механических двигателей в основные процессы производства книг. Из истории техники широко известны имена Дж. Уатта, Дж. Стефенсона, Дж. Фультона и многих других, буквально подвижников парового двигателя, в корне изменившего всю производственную обстановку XIX века, а за этим и весь образ жизни человечества.

В книгопечатании изобретателями были немцы-эмигранты - типограф и книготорговец Фридрих Кениг и математик Андрей Бауэр. В 1811 г. в Лондоне они построили первую в мире скоропечатную машину, связанную с паровым двигателем. Впервые она была пущена в ход в 1814 г. для печатания газеты "Таймс". Характерно, что с некоторыми усовершенствованиями эта машина работает и в современных типографиях.

В 1846 - 1848 гг. англичанами А. Эплгейтом и Р. Хоэ была сконструирована новая машина - ротационная. Она давала 12000 оттисков в час. Специально для этой машины стали применять бумагу не в нарезанных листах, а в виде непрерывно наматывающегося рулона. На этих машинах печатали с наборной формы, и отдельные литеры быстро изнашивались, что являлось существенным недостатком ротационных машин. Кроме того, они были громоздки, неуклюжи и не совсем удобны в эксплуатации. Листовые ротационные машины начали снова строить лишь в конце XIX века и более интенсивно в начале XX века, после того как была успешно завершена автоматизация наклада листов. К этому времени относится появление листовых ротационных машин глубокой и офсетной печати.

Первую литографскую ротационную машину для замены малопроизводительных плоскопечатных машин построила во Франции в 1868 г. фирма "Маринони", которая после изобретения офсетного способа печати и в связи с расширением объема печатных работ на жести на ее базе создала первую литоофсетную машину, которая стала выпускаться в США лишь с 1904 г. Американцы У. Баллок в 1863 г. и Х. Скотт в 1869 г. предложили печатать со стереотипов, которые сначала были бумажные, а затем с наращенным слоем прочного металла, за счет чего увеличилась тиражеустойчивость.

Настоящее издание, включающее в себя 50 американских гравюр, дающих возможность ознакомиться с интереснейшей страницей истории полиграфии: с разнообразными станками XIX века. Изображения старинных печатных станков, которые сегодня можно увидеть лишь в музеях и на аукционах, несомненно, вызовут интерес у специалистов и у всех, кто интересуется историей печатного дела.

Формат издания: 320 x 450 мм. Гравюры воспроизведены на дизайнерской бумаге.

Выставка продлится до 1 августа 2019 года.

 

 



Выставка одной книги - "Потерянный Рай и Возвращённый Рай"

   С 1 июля в читальном зале центра по работе с книжными памятниками Ростовской области в рамках проекта «Выставка одной книги» вниманию посетителей будет представлено богато иллюстрированное издание великой поэмы Джона Мильтона "Потерянный Рай и Возвращённый Рай". - С.-Петербург: Издание А. Ф. Маркса, 1878 с 50 картинами Густава Дорэ. Редкий библиофильский экземпляр. Лучшее издание этих поем в России.

  В 1878 году в Санкт-Петербурге вышло роскошное издание русского перевода «Потерянного Рая» Мильтона с иллюстрациями Г. Доре. Издатель А. Ф. Маркс признавался, что «больше двух лет употребил на составление и приготовление этого издания». Предпринимая его, А. Ф. Маркс не рассчитывал на то, что оно может так быстро разойтись. Издатель допечатывал поэму в 1895 и в 1896 годах.

  Печать поэмы выполнена на высочайшем полиграфическом уровне: дорогостоящая слоновая бумага доставлена фабрикой К. П. Печаткина в Красном селе; шрифт Поставщика Императорского Двора словолитни О. И. Леман в Санкт-Петербурге. Белые с разводами муаровые форзацы. Шёлковое ляссе.

   Книга украшена 50-ю полностраничными картинами Гюстава Доре на отдельных вклейках, не входящих в пагинацию. Перед каждой иллюстрацией помещён защитный лист-калька (папье-плюр) с выдержкой из текста и номером Песни. Перевод с английского А. Н. Шульговской.

   Джон Мильтон (1608-1674) был одним из величайших поэтов и публицистов Англии, занимал особое место на карте всемирной литературы – его имя до сих пор неразрывно связано с английской историей XVII века. Монументальные эпические поэмы «Потерянный рай» и «Возвращенный рай» – оригинальный стилистический сплав, смелое осмысление Ветхого и Нового Завета с поправкой на те потрясения XVII столетия, современником и свидетелем которых был автор. Поэмы Мильтона в течение многих столетий и до сих пор являются, наряду с Библией, настольной книгой для многочисленных читателей всего мира. Его произведения и в настоящее время издаются и переиздаются, обрастая многочисленными комментариями, толкованиями, спорами и библиографиями.

   "Потерянный рай" - самое знаменитое произведение английского поэта, в ней в поэтической форме автор передаёт библейский сюжет о грехопадении Адама и Евы и их изгнании из рая. В поэме рисуется психологическая картина борьбы доброго и злого начал, Бога и Сатаны, неба и ада, ставится проблема свободы веры, свободной человеческой личности, свободы воли. Глубокие чувства и вдохновенные картины природы, эмоциональные описания, тонкий лиризм, музыкальность стиха сделали поэму Мильтона шедевром мировой литературы XVII века.

   "Возвращённый рай" - вторая крупная поэма Джона Мильтона. Она состоит из 4 книг (по сравнению с 12 книгами "Потерянного рая") и представляет собой рассказ о том, как Сатана пытался совратить Иисуса Христа. Автор в поэме сосредотачивает внимание на образе Христа. Если Адам и Ева в "Потерянном рае" не смогли устоять против соблазна, то Иисус оказывается более стойким к искушению. Для Мильтона Иисус - это идеальный человек-гражданин. Несмотря на одиночество, всеобщее непонимание, Иисус находит в себе силы противостоять злу, царящему в мире, и ни на шаг не отступает от своих принципов, благодаря чему побеждает Сатану и спасает человечество.

   Густав Доре (Луи Кристоф Поль Густав Дорe) (1833-1883) - знаменитый французский книжный иллюстратор, живописец, скульптор и гравер. Г.Доре не получил никакого специального художественного образования. Живя в Париже, пятнадцатилетний художник обратился к издателю Шарлю Филипону, который принял молодого человека в число сотрудников «Journal pour rire». С 1848 года Доре начал выставляться в парижском Салоне, а в 1852 году оставил работу в журнале ради иллюстрирования книг. Вышедшее в свет в 1854 году недорогое издание романа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль» с его иллюстрациями стало сенсацией, и художник приобрел невиданную популярность. В 1860-х годах возникает мода на Г. Доре, каждый писатель и издатель стремится выпустить книгу с его иллюстрациями. Доре проиллюстрировал: «Озорные рассказы» Бальзака, «Божественную комедию» Данте, «Сказки» Перро и «Басни» Лафонтена, «Дон Кихота» Сервантеса и «Приключения Мюнхгаузена» Распе, Библию.

   Выставка продлится до 15 июля.



Дню реставратора посвящается

Второй месяц лета Центр по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской государственной публичной библиотеки встречает с новой экспозицией в рамках проекта «Книжный вернисаж». Выставка «Бойцы невидимого фронта: сохранение и реставрация документов прошлых эпох», подготовленная совместно с Центром консервации библиотечных фондов ДГПБ и приурочена к особенному празднику – 1 июля в России отмечается День реставратора.

Профессиональный праздник был утверждён в 2006 году. Ранее чествование реставраторов проходило в рамках празднования дня строителя, однако со временем стало очевидно, что реставрационная деятельность несравненно более значима. Выбранная дата не случайна: именно 1 июля в 1945 году были образованы Архитектурно-реставрационные мастерские, а также начались работы по восстановлению разрушенных во время войны памятников в Ленинграде.

На выставке будут представлены документы XX и XXI вв., посвящённые вопросам сохранения и реставрации культурного наследия в целом и бумаг и книг в частности:

  • Вопросы реставрации: сборник центральных государственных реставрационных мастерских. [Вып.] I / под ред. Игоря Грабаря. – М., 1926;

 

  • Реставрация и дезинфекция книг и бумаг : сборник статей по вопросам консервации, ремонта и фотокопирования хранимых документов / Гл. арх. упр. НКВД СССР. – М., 1939;

 

  • Труды лаборатории консервации и реставрации документов = Transactions of the Laboratory of preservation and repair of records. Т. 1 / под ред. В. Е. Тищенко. – М. ; Л., 1939;

 

  • Реставрация библиотечных материалов : сборник работ / М-во культуры РСФСР, Гос. оредна Трудового Крас. Знамени Публ. б-ка им. М. Е. Салтыкова-Щедрина ; под ред. Д. М. Фляге. – Л., 1958.

 

  • Гигиена и реставрация библиотечных фондов : методическое пособие / Гос. Ордена Ленина б-ка СССР им. В. И. Ленина. – М., 1964.

 

  • Источники по истории реставрации и изучения памятников русской художественной культуры. XX век : (по материалам научной конференции 6-10 августа 2003) / М-во культуры и мас. коммуникаций РФ, Гос научно-исслед. ин-т реставрации ; Ярослав. худож. музей ; Музей фресок Дионисия, Ферапонтово. – М., 2005.

Экспозиция располагается в витрине читального зала Центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж).

Выставка продлится до 28 июля 2019 года.

 



Cтаринные книги о бабочках в фонде Донской публичной библиотеки

   2 июля в выставочной зоне второго этажа начинает работу выставка «Живая радуга: старинные книги о бабочках в фонде Донской публичной библиотеки», подготовленная специалистами центра по работе с книжными памятниками Ростовской области.

    Бабочки принадлежат к самым замечательным и самым красивым созданиям в мире животных. Если мы в летнее время года сделаем хотя бы только один шаг на лоно природы, то встретим везде пестрых мотыльков, жадных до медовой пищи и с этой целью посещающих цветы или порхающих, играя, вокруг. Бабочка существо совершенно безвредное: они не кусаются, не имея острых челюстей; нет у них и скрытых ядовитых жал, ни неприятного запаха, - вообще никаких защитных средств, которыми пользуются другие насекомые, и мы можем без всякого опасения брать в руки любую из них.

    В научном мире распространено латинское название бабочек – Lepidoptera (чешуекрылые). Бабочки относятся к классу насекомых, в котором они образуют особый отряд наряду, например, с прямокрылыми, жуками, ручейниками, двукрылыми и перепончатокрылыми. К этому отряду принадлежит около 20.000 видов, более 6.000 видов из которых принадлежит европейской фауне. По времени появления на земле этот отряд принадлежит к числу наиболее позднейших групп в классе насекомых, т. к. первые представители его появились не ранее мелового периода.

    На выставке представлены редкие издания о бабочках XVIII – начала XX веков, лучшие труды западноевропейских энтомологов и российских ученых:

  • Фабр Ж. А. «Инстинкт и нравы насекомых: из «Энтомологических воспоминаний». (СПб., 1914). Книга представляет собой сокращенный перевод "Энтомологических воспоминаний", которые были опубликованы французским энтомологом Фабром (1823-1915) в Париже. В 1879 году был издан первый том "Воспоминаний", позднее вышло еще два тома и, наконец, в 1891 году - четвертый том; содержание этих четырех томов и дало материал для настоящего издания. Перевод с французского Е. И. Шевыревой. На выставке представлены первые два тома;
  • фундаментальная монография немецкого биолога и зоолога Курта Ламперта «Атлас бабочек и гусениц Европы и отчасти Русско-Азиатских владений.- Санкт-Петербург: Изд. А. Ф. Девриена, 1913» - собрание наиболее полной (на момент ее выхода) информации о бабочках Европы. Книга содержит большое количество цветных иллюстраций — суммарно проиллюстрированы 1210 видов бабочек. В общей части атласа рассказывается об особенностях анатомии и физиологии чешуекрылых, а также рассмотрены вопросы их систематики. Для каждого вида приведено описание внешнего облика, особенностей жизненного цикла, указаны кормовые растения гусениц. Отдельная глава книги посвящена технике ловли и коллекционирования бабочек. На территории бывшей Российской Империи Атлас был издан 1913 году в дополненном варианте. Отечественный биолог Николай Холодковский дополнил атлас данными по фауне бабочек, обитающих на территории нынешней России — было добавлено три цветные таблицы с изображениями видов, преимущественно из азиатских владений тогдашней России, и три таблицы с изображениями так называемых «мелких бабочек» — описания которых впервые появились именно в этом издании. Полнокомплектное богато иллюстрированное подарочное издание. Настольная книга коллекционера - энтомолога - лепидоптерофила. Прижизненное издание автора.
  • Брэм А. Э. Иллюстрированное издание знаменитой энциклопедии животного мира «Жизнь животных» Т. 9. Насекомые. Многоногие. Паукообразные. (Санкт-Петербург, 1895). Описание животных построено в систематическом порядке. По каждой группе животных даны краткие морфологические описания, физиологические особенности, образ жизни, специфика развития. Написано доходчиво, живо, интересно, занимательно. 9 том посвящен Насекомым - бабочкам.
  • сокращенный перевод книги Штандфусса М. «Жизнь бабочек, их ловля, воспитание и сохранение: руководство для собирателей» (Санкт-Петербург, 1901), в которой автор последовательно излагая весь свой богатый опыт по собиранию и воспитанию бабочек, открывает любителям-собирателям поле деятельности более широкое, чем простое собирание и накалывание. Для этого Штандфусс подробно излагает свои исследования, чисто научные и основанные на умении обращаться с бабочками при их воспитании, причем особенно подробно излагает опыты получения помесей, а также тепловых и холодовых отклонений, каковые поясняются восемью таблицами раскрашенных изображений;
  • «Определитель бабочек средней полосы Европейской России и западной Сибири» орнитолога, энтомолога, педагога Сергея Дмитриевича Лаврова (Омск, 1922). Книга вышла в серии «Труды Западно-Сибирского отделения Русского географического общества»;
  • «Энтомологический очерк Юго-Востока» крупнейшего ученого-энтомолога, основоположника дела защиты растений на Нижней Волге и школы агрономов-энтомологов Юго-Востока России Николая Львовича Сахарова (Саратов, 1923);
  • Второй том «Известий Московского энтомологического общества» (Москва, 1915-1922) и др.

   Изюминкой выставки является редкое прижизненное издание научного труда о насекомых известного французского ученого натуралиста и физика Рене Антуана де Реомюра "Memoires pour servir a L'histoire des insects» (История насекомых) (Париж, 1734-1742). В 6-титомном издании 267 складных гравюр. Бабочкам посвящены 1-й и 2-й т.т.

Выставка продлится до 31 июля 2019 года.




© 2008-09 Донская государственная публичная библиотека
URL: www.dspl.ru   e-mail: dspl-online@dspl.ru