Проход по ссылкам навигации
Общие сведения
Новости
Региональный свод книжных памятников
Держатели книжных памятников
Нормативные и методические документы
Конференции и семинары
Публикации
Старинные диковинки
Контакты

Общероссийский свод книжных памятников

Электронный каталог редких изданий




Книжные памятники Ростовской области Вконтакте

Краеведческий журнал Донской временник
Донская Электронная Библиотека

НОВОСТИ
Архив новостей


«…Вольтер, философ и ругатель…»

24 ноября  в выставочной зоне 2–го этажа библиотеки начинает работу выставка «…Вольтер, философ и ругатель…», подготовленная специалистами центра по работе с книжными памятниками Ростовской области.

Вольтер (псевдоним; настоящее имя Мари Франсуа Аруэ, 1694—1778) -  один из вождей просветителей, поэт, драматург, прозаик, автор философских, исторических, публицистических сочинений, сделавших его властителем дум нескольких поколений европейцев.

С самого начала творчество Вольтера было насыщено и сцементировано определенными философскими идеями. Как деист Вольтер отождествлял Бога и разум. Для него существование Бога -  факт разума, а не веры. Поэтому Вольтер не признавал религиозных догматов, божественного откровения и провидения. Он был убежден в реальности внешнего мира, взгляде на человека как на природное в своей основе существо, у которого нет и не может быть иной жизни, кроме существования во плоти и крови, и которое в созданных самими людьми обществах имеет право быть счастливым, для чего необходимо перестраивать социальные отношения на началах разума и справедливости.

Именуемый людьми, симпатизирующими Просвещению, «королем философов», а недругами этого движения саркастически называемый «оракулом новых философов», он уже в ранних своих произведениях стремился осмысливать жизнь и действовать в ней, руководствуясь философскими принципами.

Ни с чем не сравнимой была в России популярность и слава Вольтера. Его произведения часто переводились и издавались. Именем Вольтера сами русские люди обозначали целое течение мысли и настроений. Имя Вольтера было знаменем, под которым объединялись все те, кто отвергал «старину», бытовую, идейную, религиозную, кто стоял за самые смелые нововведения и преобразования. Необходимо отметить особо почтительное отношение к Вольтеру Екатерины II (она называла его в письмах «мой учитель»). По свидетельству современников «сочинения Вольтера ввозились тогда в великом множестве и продавались во всех книжных магазинах».

На выставке представлены около 30 редких изданий произведений Вольтера XVIII-начала XIX в. в. на русском и французском языках из собрания Донской публичной библиотеки. Среди экспонатов:

  • один из томов первого «Собрания сочинений г. Вольтера» (СПб., 1785–1789) на русском языке, переведенного и изданного Иваном Герасимовичем Рахманиновым в Санкт-Петербурге в типографии Матвея Овчинникова;
  • лучшая философская повесть Вольтера -  «Кандид» (СПб., 1769), изданная в России при жизни автора;
  •  первое издание на русском языке знаменитого произведения Вольтера «Человек в 40 талеров»  в переводе П. И. Богдановича (СПб., 1780);
  • второе издание одного из философских романов Вольтера, «Принцесса Вавилонская» (М., 1788),  где на стержне приключений, путешествий, экзотики Вольтер развивает тонкую диалектику взаимоотношений случайности и предопределенности;
  • героическая поэма «Генриада» (М., 1790), упрочившая репутацию Вольтера как искусного рассказчика и вместе с тем борца за идею. Поэма была переведена на русский язык стихами А. И. Голицыным.

Среди экспонатов любопытное издание повести французской писательницы С. Ф. Жанлис «Свидание госпожи Жанлис с Вольтером» (М., 1816)  в переводе Николая Карамзина; «Переписка Фридриха Великого короля Прусского с Господином Вольтером : с 1736 по 1778 год» (СПб., 1816), русское издание  «Иудейских писем к Г. Вольтеру» Антуана Гене (С., 1808).

 Украшением выставки является 72-хтомное первое Полное собрание произведений Вольтера "Oeuvres Complette de Voltaire» (Кель, 1784-1787) на французском языке, изданное после его смерти П. О. К. Бомарше. Бомарше выкупил уже проданные племянницей Вольтера рукописи, арендовал замок Кель в Германии и разместил там типографию, приобрел в Англии шрифты и наладил производство бумаги. Вышло два издания: в 72-х и — более дешевое — в 92-х томах общим тиражом 15 тысяч экземпляров, была объявлена подписка, но желающих подписаться набралось лишь около двух тысяч. Представленное на выставки издание в красном цельнокроенном тиснено золотом  переплете, великолепными форзацами из мраморной бумаги и золотым обрезом.

Выставка продлится до 10 января 2018 года.



300 лет со дня рождения А. П. Сумарокова

21 ноября в выставочной зоне первого этажа библиотеки начинает работу выставка «Северный Расин: 300 лет со дня рождения А. П. Сумарокова», подготовленная сотрудниками Цента по работе с книжными памятниками Ростовской области.

         Александр Петрович Сумароков (1717-1777) – один из крупнейших представителей русского классицизма XVIII века. Творческий диапазон писателя был очень широк: среди поэтических произведений представлены   оды, эпистолы, сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии, басни. Исследователи по праву называют Сумарокова «отцом русского театра» – в области драматургии он был одновременно и первым русским трагиком и комедиографом. Восхищенные современники именовали его «северным Расином»: Сумароков широко использовал в своих трагедиях опыт французских драматургов XVII-ХVШ вв. — Корнеля, Расина, Вольтера, но при этом у его драматургии были и отличительные черты: писатель обращался к сюжетам из русской истории, заострял политическую проблематику, хотел представить в своих пьесах образцы гражданских добродетелей не только для дворян, но и для монархов.  В этом — одна из причин недоброжелательного отношения к драматургу Екатерины II. Бывший придворный поэт скончался разоренный и всеми забытый в 1777 году, а его творчество быстро стало казаться устаревшим. На протяжении XIX века труды Сумарокова практически не переиздавались; только советские литературоведы Г. А. Гуковский, В. М. Живов, Б. А. Успенский обратили на них серьезное внимание.

         На выставке представлены произведения А. П. Сумарокова, изданные в XVIII-XX в. в.:

  • прижизненное издание трехтомного сборника басен Сумарокова «Притчи» (СПб., 1762–1769). Именно А. П. Сумароков утвердил  жанр «басен» в русской литературе. Первые две книги «Притч» вышли в 1762 году, вскоре после вступления на престол Екатерины II. Новая российская царица, создавая себе репутацию покровительницы искусств, освободила поэта и драматурга от академической цензуры, став его личным цензором, заплатила его издательские долги и отдала распоряжение впредь все его сочинения печатать за счёт Императорского Кабинета. Третья книга басен была опубликована в 1769 году;
  • второе издание Полного собрания всех сочинений в стихах и прозе Сумарокова в десяти томах. (М., 1787). Как и первое издание выпущено оно было в Университетской типографии Николая Новикова. Большую библиографическую редкость представляет 1 том, так как в 1787 году в книжных лавках Москвы было конфисковано 500 его экземпляров;
  • трагедия Сумарокова «Дмитрий Самозванец», изданная в 1807 году в типографии  Императорского театра Санкт–Петербурга. Перед текстом трагедии помещены статья Сумарокова о комедии Бомарше «Евгения» и письмо Вольтера к Сумарокову. Фронтиспис – портрет Димитрия Самозванца с «Примечаниями» к этому портрету, написанными Сумароковым;
  •  первый русский частный ежемесячный журнал «Трудолюбивая чела», издававшийся А. П. Сумароковым в 1759 году. В журнале напечатано много поэтических произведений Сумарокова и несколько прозаических переводов. Кроме того, в каждом номере А. П. Сумароков помещал небольшие статьи–заметки на различные темы. Среди них материалы, посвященные филологическим вопросам, а также сатирические статьи.

   В специальном разделе выставки представлены труды исследователей XIX-XX веков М. Евреинова, М. Логинова, Д. Языкова, посвященные жизненному пути, творчеству и особенностям языка писателя. Среди экспонатов раздела  монография «Русская поэзия XVIII века» (Л., 1927) известного советского литературоведа Г. А. Гуковского,  благодаря исследованиям  которого А. П. Сумароков занял достойное место в истории русской литературы XVIII века.

        В оформлении выставки использован портрет А. П. Сумарокова из сборника репродукций «Портреты русских писателей в гелиогравюрах по оригиналам известных русских художников» (Москва, [1903?]), выпущенного знаменитым издательством И. Н. Кнебель.

Каталог выставки

Выставка продлится до 20 декабря с. г.




© 2008-09 Донская государственная публичная библиотека
URL: www.dspl.ru   e-mail: dspl-online@dspl.ru