Проход по ссылкам навигации
Общие сведения
Новости
Региональный свод книжных памятников
Держатели книжных памятников
Нормативные и методические документы
Конференции и семинары
Публикации
Старинные диковинки
Контакты

Общероссийский свод книжных памятников

Электронный каталог редких изданий




Книжные памятники Ростовской области Вконтакте

Краеведческий журнал Донской временник
Донская Электронная Библиотека

НОВОСТИ
Архив новостей


Виртуальная выставка "Книги из библиотек семьи Романовых"

Раздел «Виртуальные выставки» представительского сайта Донской государственной публичной библиотеки пополнился новой цифровой экспозицией «Книги из библиотек семьи Романовых в фонде Донской государственной публичной библиотеки» http://virtex.dspl.ru/2019/v3/.

Библиотеки, собранные и принадлежащие семье Романовых, представляют собой не просто сокровища царской династии, свидетельствующие о богатом историческом прошлом нашей страны, но и бесценное наследие русской и общемировой культуры.

Любовь к чтению и стремление к формированию собственных книжных собраний из лучших изданий своего времени не только на русском, но и на иностранных языках всегда было одной из характерных особенностей и многовековых традиций дома Романовых. История книжных собраний и книжных знаков венценосной семьи начиналась с малого, так у первого царя из этой династии, Михаила Фёдоровича было не более двух десятков книг, в том числе и три печатные, а книжное собрание царевича Алексея Михайловича состояло всего из 15 книг. Первый российский император Пётр I был первым петербургским библиофилом в огромной череде российских собирателей книжных собраний. Его личная библиотека была одним из крупнейших собраний книг того времени и насчитывала свыше 1600 книг по различным отраслям знания на десяти языках. Некоторые книги из своей библиотеки Петр отмечал суперэкслибрисом, оттиснутым на кожаном переплёте по латыни «Пётр Первый. Царь Московский» и герб в овале, а на нижней крышке переплёта «1718 год» и снова герб. Собирали книги и сестра Петра царевна Наталья Алексеевна и сын царя Алексей. Впоследствии их книжные собрания, также как и библиотека Петра I перешли в книгохранилище Академии наук. Небольшие библиотеки имели Анна Иоанновна, Елизавета Петровна и Пётр III, которые ныне хранятся в Эрмитаже. Там же хранится и уникальная библиотека Екатерины II, в фонд которой вошли собрания русского историка князя М. М. Щербатова, географа Бюшинга, а также книги французских просветителей Вольтера и Дидро, с которыми императрица вела переписку. Позже все русские императоры и великие князья из царствующего дома Романовых собирали библиотеки в соответствии со своими пристрастиями и кругом интересов.

Занимаясь благотворительностью и просвещением, царский дом Романовых сыграл ключевую роль в становлении и развитии библиотечного дела в России. Тысячи книг были пожертвованы ими создававшимся российским музеям, библиотекам, приютам, многим общественным учреждениям. Однако, в истории России остались имена не только царствующих меценатов, но и великих князей – Владимира Александровича, поэта Константина Константиновича, историка Николая Михайловича, принца Петра Георгиевича Ольденбургского и многих других.

В фондах Донской государственной публичной библиотеки хранится около 1300 книг из личных библиотек 9-ти представителей фамилии Романовых – российских императоров, великих князей и княжон.

В разделе «Виртуальные выставки» представлены также и другие интересные цифровые экспозиции, раскрывающие богатство фондов нашей библиотеки http://dspl.ru/readers/virtex.html.



"Выставка одной книги" представляет Материалы по истории русского балета

Завершается всероссийский год театра. В рамках проекта «Выставка одной книги» центр по работе с книжными памятниками Ростовской области представляет вниманию посетителей редко встречающееся коллекционное издание 2-го тома труда Борисоглебского М. Материалы по истории русского балета (Ленинград, 1938-1939). Основной целью издания было создать последовательное, документально проверенное повествование о двухвековой истории  балетного отделения Петербургского театрального училища – Ленинградского хореографического училища. Среди немногочисленных книг по истории русского балета XIX-XX в. в. настоящая работа является первой попыткой организации фактического материала замечательного прошлого старейшей театральной школы. До сих пор исследование М. В. Борисоглебского представляет собой важнейший источник по истории не только Петербургского балета дореволюционного периода, но и всей русской балетной школы.

Выход книги был приурочен к 200-летнему юбилею Ленинградского государственного хореографического училища (бывшего Санкт-Петербургского Театрального училища, сейчас Академии русского балета им. А. Я. Вагановой). Училище было основано императрицей Анной Иоанновной 4 мая 1738 года, как «Танцевальная Ея Императорского Величества школа». Инициатором создания выступил французский танцмейстер Жан Батист Ланде В специально оборудованных комнатах Зимнего дворца Жан Батист Ланде начал обучение 12 русских мальчиков и девочек.

Книга повествует о становлении и развитии русского балета с 1738 по 1918 г.г.,  о первых учителях и великих мастерах танца, об Императорском балете, первых постановках и великих премьерах, грандиозных представлениях известных мастеров русского балета ХIХ - нач. ХХ веков. Прекрасно описаны и наглядно представлены декорации к балетам, костюмы исполнителей и мн. др. Особое место уделено примечаниям, впервые расшифровывающим сотни имен артистов русского балета, уже забытых в истории. В книге приводятся выдержки из материалов многих архивных, музейных и частных коллекций, многочисленных книг по истории балета, статьи из журналов, газет,  фрагменты стенограмм и воспоминаний современников.

Стоит отметить замечательное издательское исполнение издания  - большой формат, художественно исполненный переплёт,  особые стилизованные форзацы и титульный лист работы русского художника В. И. Смирнова, заставки и концовки работы художника Павла Гончарова, обилие отдельных цветных иллюстраций (особое цветное клише В. И. Емельянова) и, главное — редкие снимки и портреты великих мастеров и учителей балета. 

Тираж книги – всего 2250 экземпляров

Выставка располагается в читальном зале центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2-й этаж библиотеки) и продлится до 4 января 2020 года.

 



"Книжный вернисаж" – выставка "Вас. И. Немирович-Данченко: к 170-летию со дня рождения"

В преддверии Нового года центр по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской государственной публичной библиотеки представляет новую экспозицию в рамках проекта «Книжный вернисаж» – «Вас. И. Немирович-Данченко: к 170-летию со дня рождения».

Василий Иванович Немирович-Данченко (24.12. 1848 (5.01.1849), Тифлис (по другим данным – 23 или 25 декабря 1844, а также – 4 или 6 января 1845) – 18. 09. 1936, Прага) – русский писатель, выдающийся романист, путешественник и блестящий журналист, старший брат знаменитого драматурга, театрального деятеля и режиссёра Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

Будущий литератор родился в офицерской семье. Отец – уроженец Украины, происходил из казацкого дворянского рода, на Кавказе служил под началом Алексея Петровича Ермолова и Михаила Семёновича Воронцова. Мать – урожденная Ягубян Александра Каспаровна (1829-1914) – армянка, похоронена на Армянском кладбище в Москве.
Детские годы Василия прошли в походной обстановке: в Грузии, Азербайджане, Дагестане. Подросток с увлечением слушал рассказы старших о тревогах и доблестях Кавказской войны, зачитывался романами Ф. Купера и Вальтера Скотта, М. Н. Загоскина и Масальского. Учился в Александровском кадетском корпусе в Москве.

Начало 1870-х гг. Василий Иванович провёл на побережье Белого моря и Ледовитого океана, которое описал в ряде талантливых очерков, появившихся в «Отечественных Записках», «Вестнике Европы» и вышедших затем отдельными изданиями («За Северным полярным кругом», «Беломоры и Соловки», «У океана», «Лапландия и лапландцы», «На просторе»). В 1876 г. Немирович-Данченко посетил Аджарию, где назревало восстание местных грузин-мусульман против турецкого ига. Был военным корреспондентом во время русско-турецкой войны 1877-1878 (принимал участие в боевых действиях и был награжден двумя солдатскими Георгиевскими крестами), русско-японской войны 1904-1905, на Первой Балканской войне (1912-1913).

Военные впечатления дали Немировичу-Данченко материалы для биографии Скобелева и для романов «Гроза» (1880), «Плевна и Шипка» (1881), «Вперёд» (1883). Жажда непосредственных впечатлений от войны всегда увлекала Немировича-Данченко под огонь, на передовые позиции, в кипение боя и в опасные предприятия. Со Скобелевым он обходил траншеи на Зеленых горах, а в русско-японскую войну участвовал в смелом предприятии подполковника Спиридонова – доставке поездом осажденному Порт-Артуру снарядов.
С 1906 года являлся одним из основателей масонской ложи «Возрождение», находившейся под эгидой Великого Востока Франции, был секретарём ложи.

После Февральской революции посетил, вместе с Александром Ивановичем Гучковым, заседание Донского Войскового Круга, неоднократно высказывался в поддержку атамана Алексея Максимовича Каледина. С 1921 года находился в эмиграции: сначала в Германии, затем в Чехословакии. В Праге был завсегдатаем кафе «Slavia» и «Deriberka». В Праге же был издан роман Немировича-Данченко «Бедная Инес».
Перу Немировича-Данченко принадлежит огромное количество путевых очерков об отдалённых окраинах России, Западной Европы, Востока, и огромное количество беллетристических произведений – романов, рассказов, повестей, очерков (всего – около 250-ти произведений). Им издано почти 80 томов, выдержавших по несколько изданий; многие его произведения были переведены на разные европейские языки.

Вниманию гостей библиотеки будет представлены  10 прижизненных изданий произведений Василия Ивановича Немировича-Данченко из коллекции центра по работе с книжными памятниками Ростовской области:
• В. И. Немирович-Данченко. Даль : [очерки]. – 2-е издание. – СПБ., 1881.
Издание книгопродавца Эмиля Гартье под фирмой «Книжный склад «Российской библиографии»» – журнала (он же – «Вестник русской печати»), издававшегося в 1879-1882 в Петербурге (в 1879 еженедельно, с 1880 – 2 раза в месяц, в 1882 вышло 3 номера). Редактором был сначала сам издатель, затем, последовательно – Е. Ф. Буринский, Н. В. Гаврилов, Н. М. Лисовский. Первоначально журнал предназначался для книготорговых целей, но постепенно расширил своё содержание. Наряду с хроникой (библиография, библиофильские и историко-литературные статьи) и коммерческими объявлениями (реклама новых книг и периодических изданий) появлялись статьи по книжному делу и  книжной статистике.
Книга – это собрание художественных очерков и путевых впечатлений о Кавказе.

• Немирович-Данченко В. И. Стихотворения. – СПб., 1882.
Первое издание поэтических произведений писателя.
Экземпляр «Стихотворений» из фонда ЦРКП РО в составном владельческом переплёте: кожа, декоративная бумага с растительным орнаментом. Тройной крашеный обрез. Корешок с золотым тиснением и четырьмя бинтами.

• Немирович-Данченко В. И. Святочные рассказы. – СПб., 1890.
Первое издание. В сборник вошли небольшие рассказы из народного и военного быта: «Воскресшая песня», «Щеглы», «Забытый рудник», «Махмудкины дети», «Ирод», «Глупый Федька», «Богдан Шибкин», «Чёрный рыцарь», «Трефовый король», «Чума».
Экземпляр во владельческом составном переплета: кожа, мраморная бумага. Корешок с золотым тиснением и пятью бинтами. Крапчатый обрез.

• Немирович-Данченко В. И. Забытая крепость : (исторический роман из времён Кавказской войны). Т. 1 : Горные орлы. Т. 2 : Горе забытой крепости. – СПб., 1895.
Роман основан на личных военных впечатлениях писателя.
Владельческий конволют.
Экземпляр во владельческом составном переплете: кожа, мраморная бумага. Корешок с золотым тиснением и пятью бинтами.

• Немирович-Данченко В. И. Просвет : четыре рассказа. – СПб., [1896].
           В сборник «Просвет» вошли рассказы «В дудке», «Бог простит», «Приговорённая» и «Вся чужая».
Издание Михаила Михайловича Ледерле (1857-1908). Издательство Ледерле выпускало книги по социальной и естественной истории, философии, политике, географии, педагогике, рассказы путешественников, тексты актовых и публичных лекций известных отечественных ученых, практические руководства, рассказы из народного быта, произведения художественной литературы разных жанров. Значительное количество книг адресовалось детям и юношеству.
Экземпляр во владельческом составном переплете: кожа, мраморная бумага. Декоративные форзац и нахзац. Корешок с золотым тиснением и пятью бинтами. Крапчатый обрез. Издательская обложка сохранена.

• Немирович-Данченко В. И. Лазурный край : очерки, впечатления, миражи и воспоминания. – СПб., 1896.
           «Лазурный край» – это увлекательные очерки В. И. Немировича-Данченко о путешествии по Италии. Иллюстрированное издание.
Экземпляр во владельческом составном переплёте: кожа. бумага. Золотое тиснение на корешке.

• Немирович-Данченко В. И. Плевна и Шипка : роман в 3 частях : из событий последней войны. – Киев ; Харьков, 1898.
          Роман основан на личных военных впечатлениях В. И. Немировича-Данченко и посвящён событиям русско-турецкой войны 1877-1878 гг., ставшей со стороны России беспримерной в мировой истории по жертвенности «за други своя» – болгар и южных славян, за их национальную свободу. Это был своеобразный «крестовый поход» за православную веру, способствовавший освобождению Балканского полуострова от османского ига.
Издание Ф. А. Иогансона.
Экземпляр во владельческом составном переплёте: кожа. бумага. Декоративные форзац и нахзац из декора. Корешок с золотым тиснением и пятью бинтами.

• Немирович-Данченко В. И. Великая река : картины из жизни и природы на Волге). – СПб., ценз. 1902.
Художественно-этнографические очерки о быте российской глубинки на Волге.
Издание П. П. Сойкина.

• Немирович-Данченко В. И. Святые горы : (очерки и впечатления). – 2-е издание. – СПб., [1910].
Очерки посвящены известному в Украине памятнику культуры – Святогорскому Успенскому монастырю на Северском Донце. Книга знакомит читателя с интересными личностями и историческими местами в Святых Горах, картинами монашеской жизни по древнему уставу обители.
Экземпляр во владельческом составном переплёте: кожа, бумага. Корешок с золотым тиснением и пятью бинтами. Крапчатый обрез.

• Немирович-Данченко В. И. Банкирский дом : (нравы нашей буржуазии). – 5-е издание. – Пг., 1919.
В основу романа  легла история банкирского дома «А. И. Зейдман и К?», чьи дела в 1914 году пошатнулись, а затем пришли в расстройство в результате неудачных биржевых махинаций акциями нефтепромышленного общества «Кавказ».
Издание Петроградского совета рабочих и красноармейских депутатов.

Экспозиция располагается в витрине читального зала Центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2-й этаж библиотеки).

Выставка продлится до 9 января 2020 года.



выставка "Русский Фауст: памяти князя В. Ф. Одоевского".

1 декабря в выставочной зоне второго этажа начинает работу выставка «Русский Фауст: памяти князя В. Ф. Одоевского», подготовленная специалистами центра по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской публичной библиотеки.

Владимир Фёдорович Одоевский (1804-1869) – русский писатель и мыслитель эпохи романтизма, один из основоположников русского музыкознания, председатель юношеского Общества любомудров (1823-1825 гг.), издатель ряда журналов и альманахов. В середине 1840-х годов перешёл от литературной к общественной деятельности, получил известность как филантроп. Камергер (1836), гофмейстер (1858), сенатор (1861).

Личность Владимира Фёдоровича невероятно многогранна. Его разносторонние интересы «делают» его философом, педагогом, музыкальный деятелем, благотворителем, и даже – алхимиком и кулинаром! Он являлся издателем альманаха «Мнемозина» (вместе с В. Кюхельбекером) и «Сельское чтение», автором первых в России утопических романов, сказок для детей и педагогических сочинений. Свободно владел французским, немецким, итальянским, английским, испанским языками, знал церковно-славянский, латинский, древнегреческий. Уже в преклонные годы изучал стенографию, интересовался тюремной реформой и ратовал за отмену крепостного права. Написал множество музыкально-критических и музыкально-исторических статей, заметок и брошюр, а также и несколько музыкальных произведений (романсов, фортепианных и органных пьес и т. д.).

С 1826 года служит в цензурном комитете Министерстве внутренних дел (был составителем нового цензурного устава 1828 года), а после перехода комитета в ведение министерства народного просвещения продолжил службу в должности библиотекаря. Служил также в департаментах духовных дел иностранных исповеданий и государственного хозяйства, редактировал «Журнал Министерства Внутренних дел». В 1846 г. был назначен помощником директора Императорской публичной библиотеки и директором Румянцевского музея в Санкт-Петербурге. Начиная с 1856 г. совершал поездки за границу (в 1859 г. он был депутатом Императорской публичной библиотеки на юбилее Шиллера в Веймаре). С переводом в 1861 г. Румянцевского музея в Москву, назначен сенатором московских департаментов сената и состоял первоприсутствующим 8-го департамента. Одоевский был награжден орденами: Анны 1-й и 2-й степени, Станислава 1-й и 2-й степени, Белого Сокола командорской степени от Саксон-Веймарского герцога.
Первыми публикациями Одоевского стали переводы с немецкого, опубликованные в «Вестнике Европы» в 1821 году. Одоевский писал философские новеллы и музыковедческие эссе, рассказы-притчи и светские повести, фантастические сказки и философские романы. О своих фантастических произведениях, в которых автор, как правило, задает читателю самые разнообразные мистические загадки, сам Одоевский отзывался словами: «И фантастизм и анализ». «Алхимико-музыко-философско-фантастическое сиятельство» – так в шутку называла князя известная поэтесса своего времени, графиня Евдокия Петровна Ростопчина (1811-1858), которой Одоевский писал свои знаменитые письма «о привидениях, суеверных страхах, обманах чувств, магии, кабалистике, алхимии и других таинственных науках».

На выставке представлены издания литературных, научных и критических трудов В. Ф. Одоевского XIX – XXI веков из фонда Донской государственной публичной библиотеки.
Среди экспонатов:
• «Сочинения князя В. Ф. Одоевского. Ч. 2».  (СПб., 1844) – первое и единственное прижизненное издание сочинений писателя;
• «Гальванизм в техническом применении, или Искусство гальваническим путем производить типы…» (СПб., 1844) – труд, составленный В. Ф. Одоевским «из опытов разных ученых и своих собственных»;
• Одоевский В. Ф. О литературе и искусстве : [статьи]. (М., 1982);
• «Русские ночи : роман / под ред. С. А. Цветкова» (М., 1913). – второе издание главного произведения В. Ф. Одоевского;
• Одоевский В. Ф. Статьи о М. И. Глинке. (М., 1953);
•  «Русские ночи» (Л., 1975) и «Пёстрые сказки с красным словцом» (СПб., 1996), изданные в серии «Литературные памятники»;
•  Несколько изданий знаменитой сказки «Городок в табакерке», иллюстрированные выдающимися художниками – Никой Гольц, Дмитрием Брюхановым, Александром Стариловым и др.

Также на выставке представлены первые публикации произведений писателя в периодических изданиях XIX-го века – журналах «Современник», «Библиотека для чтения», «Сын отечества», сборнике «Русская беседа».

Специальные разделы выставки посвящены изучению личности и литературного наследия В. Ф. Одоевского. Среди экспонатов:
• Виргинский В. С. Владимир Фёдорович Одоевский : 1804-1869 : естественно-научные взгляды. (М., 1975);
• Пятковский А. П. Князь В. Ф. Одоевский : литературно-биографический очерк в связи с личными воспоминаниями. (СПб., 1880);
• Турьян М. А. Странная моя судьба : о жизни Владимира Фёдоровича Одоевского. (М., 1991);
• Сакулин П. Н. Из истории русского идеализма : князь В. Ф. Одоевский : мыслитель – писатель. Т. 1, ч. 2. (М., 1913) и другие работы.

Особый раздел посвящен роли музыки в жизни писателя – на выставке также будут представлены издания музыкальных произведений, сочинённых В. Ф. Одоевским.

Выставка продлится до 9 января 2020 года.




© 2008-09 Донская государственная публичная библиотека
URL: www.dspl.ru   e-mail: dspl-online@dspl.ru