Проход по ссылкам навигации
Общие сведения
Новости
Региональный свод книжных памятников
Держатели книжных памятников
Нормативные и методические документы
Конференции и семинары
Публикации
Старинные диковинки
Контакты

Общероссийский свод книжных памятников

Электронный каталог редких изданий




Книжные памятники Ростовской области Вконтакте

Краеведческий журнал Донской временник
Донская Электронная Библиотека

НОВОСТИ
Архив новостей


Областной семинар

     20 марта на базе  Центральной городской библиотеки им. А. П. Чехова (г. Таганрог) состоится областной семинар «Опыт исследования фондов книжных памятников, редких и ценных книг государственных, муниципальных, вузовских библиотек и библиотек государственных музеев Ростовской области». Организатором семинара является Донская государственная публичная библиотека.

      На семинаре планируется рассмотреть различные аспекты исследования единичных книжных памятников, книжных памятников-коллекций, редких и ценных документов, находящихся на хранении в организациях-фондодержателях Ростовской области.

     В рамках семинара планируется экскурсия по Таганрогской городской библиотеке им. А. П. Чехова.

         Программа семинара



Выставка одной книги - "Палестина"

      С 15 марта в читальном зале центра по работе с книжными памятниками Ростовской области в рамках проекта «Выставка одной книги» вниманию посетителей будет представлено дорогое подарочное издание книги Суворина А. А. Палестина / худ. А. Д. Кившенко и В. И. Навозов. - СПб.: Тип. А.С. Суворина, 1898.

      Увидевшая свет в 1898 г. "Палестина" стала событием, как в истории книгоиздания, так и в истории книг, посвящённых Святой Земле и русскому паломничеству к святыням Ближнего Востока. Это произошло благодаря подробному повествованию А. А. Суворина неоднократно побывавшего в Палестине, и прекрасным, эмоционально насыщенным рисункам художников А. Д. Кившенко и В. И. Навозова.

     Писатель и журналист Алексей Алексеевич Суворин (1862-1937), старший сын знаменитого издателя А. С. Суворина, в 1880-х гг. побывал на Ближнем Востоке. Он проехал от Яффы и Элеона до Мёртвого моря и Хайфы, побывал в Иерусалиме, посетил Святые места, уделив особое внимание русским постройкам. По ходу путешествия он делал записи, касающиеся особенности дорог, переезда, проживания и его стоимости, отмечал обычаи и нравы, фиксировал свои впечатления от встреч с жителями, паломниками, священниками и монахами, делал исторические заметки. Вернувшись в Россию в 1889 г. после очередной поездки в Палестину, он с начала 1890-х гг. стал готовить к изданию свои путевые заметки. Причины написания книги Суворин объяснил следующим образом: "Сколько бы ни прошло перемен над Палестиной, в ней всё остаётся удивительно по-старому, потому что Палестина вся - в той дивной власти этой страны Обетования над бедным сердцем человека, которая останется над ним вечно…".

     Текст дополняет блестящий изобразительный ряд: виды христианских святынь, зарисовки природы, людей, бытовых сценок, различных построек. В книге помещены два замечательных портрета, выполненных А. Д. Кившенко: почётного члена Императорского Православного Палестинского Общества архимандрита Антонина и Иерусалимского патриарха Герасима.

     Выдающийся русский художник Алексей Данилович Кившенко (1851-1895) совершил путешествие в Палестину в 1891-1892 гг. как участник археологической экспедиции Н. П. Кондакова. Рисовальщик и живописец-жанрист Василий Иванович Навозов (1862-1919) оставил след в истории изобразительного искусства не только как художник-академист, но и как замечательный иллюстратор периодических изданий Санкт-Петербурга, таких как "Нива", "Всемирная иллюстрация", "Север".

    Рисунки художников были использованы в качестве заставок-иллюстраций, инициалов, концовок, маргиналий, комментирующих текст, рисунки также размещены в тексте и на отдельных листах. Иллюстрации выполнены в технике литографии и тоновой литографии. Роль заставок в книге выполнили 10 рисунков: вид Яффы с моря, изображение Церковной цистерны на старом подворье, Ветка Оливы, открывающая главу "Елеон", виды Священной скалы внутри мечети Омара, Яффских ворот, Консульского дома в Иерусалиме, жанровая сцена "На пашне" перед началом главы "Население Палестины", а также виды Мёртвого моря с восточного берега Иордана, Монастыря святого Саввы и Соломоновых прудов. Из нескольких рисунков составлены четыре инициала: "К", "Р", "В" и "М". Каждая из украшенных буквиц размещена на фоне пейзажа, а рисунок букв построен из фигуры солдата, святых руин, стилизованных трав и пальмовых ветвей.

      Почти 50 иллюстраций размещены в текстах глав, изобразительно поясняя рассказ. Художники смогли представить читателям Храм Святого Гроба, Камень миропомазания, Вход в пещеру Погребения, Церковь святой Елены, Голгофу, Гефсиманский сад, Пещеру пророка Иеремии, Место Святого Крещения, Мамврийский дуб. Представлена в рисунках Русская Палестина: здания Русских Построек и Угол на русских постройках, Консульский дом в Иерусалиме.

     В книге много этнографических зарисовок, дающих возможность представить жизнь и быт народов, населяющих Палестину: это и Бедуин-водонос, и Бедуин, заготовляющий дрова, и Бедуинки, замазывающие щели в доме, и Плач евреев у Соломоновой стены, Обед рабочих, Караван верблюдов на Наплусской дороге близ Иерусалима и др. Есть в книге изображения жителей Вифлеема.

    Пояснительный текст и иллюстрации А. Д. Кившенко позволяют понять специфику ведения богослужения в Святых Землях. О службах рассказывают рисунки, посвящённые Обряду омовения ног, Монастырю святого Саввы. Наиболее яркими, позволяющими оценить талант А. Д. Кившенко и ощутить во всей полноте силу и мощь Святой Земли, стали его работы, размещённые на полосах и отдельных листах (некоторые в цвете). Среди изображений - Часовня Святого Гроба, Храм Воскресения, Елеонская гора и Иоасафовская долина, Поднятие колокола на Елеонскую гору, Мечеть Омара, Гробница Рахили.

     Это роскошное издание сегодня является библиографической редкостью. Книга будет интересна не только верующим христианам, но и любителям путешествий, истории и этнографии. Экземпляр Донской публичной библиотеки в составном индивидуальном переплёте эпохи. Форзацы из бумаги с растительным орнаментом. Тонированный обрез.

    Выставка продлится до 1 апреля.



Выставка "Книга книг в фонде Донской публичной библиотеки"

   Библия – главная книга Земли. Нет более переводимой и издаваемой книги в мире, чем Библия. В отличие от всех книг, Библия считается не человеческим, а Божьим Словом - этим и объясняется её духовный и коммерческий успех. Нет во всём мире никакого другого духовного источника, кроме Библии: все остальные книги, претендующие на звание богодухновенных всего лишь копируют или цитируют некоторые места из Святого Писания.

   1 марта в выставочной зоне второго этажа начинает работу выставка «Книга книг в фонде Центра по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской публичной библиотеки», подготовленная специалистами центра.

 На выставке представлены интереснейшие издания Библии XVII-пер. пол. XX в. в. Среди экспонатов лучшие переводы книги книг на европейские языки, ранние официальные редакции православной Библии, великолепно иллюстрированные издания – образцы полиграфического исполнения, а также редкий рукописный список Книги Эсфирь. Выставка, предполагает три раздела: Библии на иностранных языках, Библии на русском и старо-славянском языках и материалы для изучения  Библии.

Среди экспонатов:

- Testamenti Veritis Biblia = [Библия : Новый Завет] – Hanoviae : Typis Wechelianis, sumtibus Danielis ac Davidis Aubriorum nec non Clementis Schleichii, 1618;

- Biblia Zlota Klasykow = [Классическая Золотая Библия]. – Wieden : Nakladem Biblii Zlotej Klasykow Max Herzig, [1898];

- Книга Эсфирь = Мегилат Эстер : [рукоп. свиток]. – [Б. м., 2-я пол. XIX – нач. XX вв.];

- Библия. – Москва : Печ. двор, 1663. – 540 л. : ил.

- Библия в рисунках знаменитого художника Густава Дорэ : 200 рисунков с указанием, где в Библии повествуется то событие, которое иллюстрирует рисунок / Густав Дорэ. – Санкт-Петербург : Изд. Акц. о-ва печ. дела «Издатель», ценз. 1897. – 1897

- Библия : Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета : канонические : в рус. пер. : с парал. местами / [Святейший правительствующий синод]. – Ленинград : Изд. И. С. Проханова и Я. И. Жидкова, 1926. – 989, [4] с., [2] л. карты.

- Библейский атлас : наглядное пособие при чтении и изучении Библии / изд. Училищ. совета при Святейшем Синоде ; сост. Д. М. Берёзкин ; (под ред. и с доп. К. Ф. Неслуховского). – Санкт-Петербург : [Типо-литогр. Э. Арнгольда], 1911. – 30, [12] с., [32] л. ил., карты.

   Специально для выставки специалистами подготовлен аннотированный каталог.

   Выставка продлится до 30 марта.



Книжный вернисаж - "Дамские штучки"

   Весну Центр по работе с книжными памятниками Ростовской области Донской государственной публичной библиотеки встречает новой экспозицией «Дамские штучки», подготовленной в рамках проекта «Книжный вернисаж»,  и приуроченной к празднованию Международного женского дня.

   В экспозиции будут представлены документы XIX – XX вв. различной тематики – от исторических очерков до художественной литературы, о женщинах и для женщин.

  Среди экспонатов;

  • Ростопчина Е. П. Дневник девушки : роман [в стихах] / графини Е. П. Ростопчиной. – Санкт-Петербург : Печ. В. Головина, 1866.

 

Роман Евдокии Ростопчиной представляет собой своеобразной женское переложение романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

 

  • Мордовцев Д. Русские женщины нового времени : биографические очерки из русской истории. [Т. 2] : Женщины второй половины 18 века / сост. Д. Мордовцев. –  Санкт-Петербург : Изд. А. Черкесова и Ко, 1874.

 

Труд Д. Мордовцева состоит из трёх частей – сообразно трём заметно друг от друга отличающимся историческим эпохам. Это первые пятьдесят лет от начала петровских реформ и окончательного введения России в общий строй европейских держав до возрождения начал сознания русского национального чувства; вторые пятьдесят лет – эпоха развития этого чувства – до конца восемнадцатого столетия; девятнадцатое столетие.

По мнению автора книги, история русской женщины не только пополняет русскую историю вообще, но и уясняет её больше, чем вся сумма прочих исторических материалов. Каков характер и направление исторической эпохи, такой является и женщина едва ли не исключительнее, чем мужчина.

В выборе женских личностей автор руководствовался одним правилом: если женщина служила так или иначе выражением своего времени, дополняла собой характеристические подробности и черты своей эпохи и своего общества, сама вносила что-либо в жизнь и историю или каким-либо фактом и событием в своей жизни оставляла в истории заметный след.

 

  • Шевляков М. В. Русские писатели о русской женщине : (Pro et Contra) / М. В. Шевляков. – Санкт-Петербург : Изд. Ив. Ив. Иванова, 1899.

Михаил Викторович Шевляков (18 [30] апреля 1865, Санкт-Петербург — 24 апреля (7 мая) 1913, Петергоф) — русский публицист, писатель, переводчик. Сотрудник журнала «Исторический вестник».

Книга представляет собой сборник цитат и афоризмов русских писателей. Из предисловия: «Интерес подбора афоризмов и мыслей о женщине заключается в том, что как бы пристрастно мужчины ни говорили о женщинах, но они всегда говорят искренно, от сердца. А всякое искреннее слово характеризует и автора, и эпоху, и общество, в котором он живёт». По словам М. Шевлякова: «… о женщине пишут с древнейших времён и ни в какие позднейшие не перестанут о ней писать, потому что это человеческое свойство говорить именно о том, что близко ему и дорого».

  • Штрац Г. К. Красота женского тела / д-р Штрац ; полн. пер. с 9-го нем. изд. д-ра Б. Е. Шехтера. – Санкт-Петербург : Изд. Н. С. Аскарханова, 1901.

Нашумевшая в начале XX века, книга «Красота женского тела» принадлежит перу известного немецкого антрополога, анатома и врача Карла Штраца (1858-1924). Автор осмелился обратить внимание на темы, находящиеся  под моральным запретом: описывал расовые различия, анализируя в качестве представителя расы исключительно женщину, поскольку она представляет род в более чистой форме. По существу, Карл Штрац стремился выявить «чистую форму» как эталон самодостаточной красоты. По словам Штраца, он «задался целью воздвигнуть в представлении людей храм живой женской красоты»; именно поэтому книга посвящена «художникам, врачам и матерям».

  • Женская красота с древних времён до наших дней : иллюстрированная художественно-историческая монография / Изд. «Нового журнала иностранной литературы». – Санкт-Петербург : Тип. А. С. Суворина, 1901.

В издании рассматриваются образы женской красоты в произведениях художников и скульпторов с древних времен по XIX век.

 

  • Женские изящные ремёсла и искусства : руководство для самообучения. Вып. 1-3. – Санкт-Петербург : Изд. редакции журн. «Вестник моды» и «Модный курьер», [1904].

 

Вып. 1 – Работа по коже, вып. 2 – Выжигание по дереву, вып. 3 – Живопись по фарфору и фаянсу. Подробный иллюстрированный самоучитель.

 

  • Первый женский календарь : на 1905 год (год 7-й) / [сост.] П. Н. Ариян ; при участии: В. И. Покровского, А. М. Евреиновой, М. А. Кожевниковой. – Санкт-Петербург : Т-во печ. и изд. дела «Народная польза», 1905.

 

В 1899 году в Петербурге вышел «Первый женский календарь», который составила и издала Прасковья Наумовна Ариян, выпускница физико-математического факультета Бестужевских курсов, основательница первого в мире женского политехнического института. Она сама много писала о женском движении в России и о женщинах. 

В «Первом женском календаре» сообщалось о женских благотворительных обществах, об издательской деятельности женщин, о первой женской издательской артели, о таких издательницах сборников и журналов как А. Н. Пешкова-Толиверова, Е. И. Конради, Е. И. Лихачева, А. И. Суворина. На страницах «Первого женского календаря» неоднократно освещался женский вопрос в России.

    Особый интерес представляют представленные в экспозиции малоформатные издания различной тематики:

  • Либрович С. Ф. Счастье – портит, бедность – учит : рассказы о девочках для девочек / С. Ф. Либрович ; с рис. Э. Сокольского. – Киев ; Харьков : Изд. книгопродавца Ф. А. Иогансона, ценз. 1893. – (Б-ка «Крошка»);
  • Уральские частушки о любви / сост. И. В. Зырянова. – Пермь : Перм. кн. изд-во, 1967;
  • Слова любви : лирика поэтов Урала. – Пермь : Перм. кн. изд-во, 1978;
  • Милые красавицы России : стихи. – Пермь : Перм. кн. изд-во, 1981;
  • Шекспир У. Сонеты / У. Шекспир ; пер. С. Маршака ; рис. Г. А. В. Траугот. – Петрозаводск : Карелия, 1988;
  • Ростовские эмали = Rostov Enamels : [фотоальбом]. – Москва : Планета, 1988;
  • Бальное платье российской знати : миниатюрный альбом. – Москва : Полиграфия, 1991;

    Изюминкой экспозиции является трёхтомное миниатюрное (размер каждого тома 10,1х6,4 см) немецкое издание «Пандора : календарь роскоши и моды» (Bertuch F. J., Kraus G. M. Pandora oder Kalender des Luxus und der Moden : edition Leipzig) – факсимильное воспроизведение изданий 1787-1789 гг., напечатанное в Лейпциге в 1979 году -  роскошное иллюстрированное издание  в лиловом картонном футляре.

    Экспозиция располагается в витрине читального зала Центра по работе с книжными памятниками Ростовской области (2 этаж).

 

Выставка продлится с 1 по 30 марта 2019 года.




© 2008-09 Донская государственная публичная библиотека
URL: www.dspl.ru   e-mail: dspl-online@dspl.ru